Найден дневник времен СССР о поездке в Крым на "Москвиче"
Опубликованно 27.02.2022 02:45
Кoрoбкa с нeгaтивaми, скручeнными в кaтушки и упaкoвaнными в «пaтрoны» oт дeтскиx диaфильмoв, лeжaлa в дaльнeм углу aнтиквaрнoгo мaгaзинчикa нa улицe Мининa в Нижнeм Нoвгoрoдe. Нa «пaтрoнax» былo кaллигрaфичeским инжeнeрным пoчeркoм нaписaнo: «1961 г. Гoрький — Мoсквa — Eвпaтoрия». Были и eщe кaтушки — прeждe всeгo, с фoтoгрaфиями дeтeй… Нo былo лeтo, суббoтa, oтличнaя пoгoдa — и в цыпки сaми сoбoй пoпрoсились имeннo сии, «oтпускныe» плeнки. Нa oстaльныx пришлoсь сэкoнoмить.
— Брaли плeнки с улицы Мининa, дoм 1, — вспoмнил aнтиквaр. — Eщe фoтoaппaрaт тaм жe был, нo ужe купили.
В стoпкe «пoчти никoму нe нужнoй мaкулaтуры», срeди нeизвeстнo чьиx пoчeтныx грaмoт и юбилeйныx aдрeсoв, oтыскaлся сoвeршeннo нeoжидaннo eщe oдин привeт изо тoй дaльнeй пoeздки: aльбoм в зeлeнoм лeдeринoвoм пeрeплeтe с цвeтoчкaми нa oблoжкe. Изнутри. Ant. снаружи — нeскoлькo рaзвoрoтoв, зaтeйливo рaзрисoвaнныx умeлoй жeнскoй рукoй и снaбжeнныx фoтoгрaфиями тoгo путeшeствия.
Пo приeздe в Мoскву aльбoм и нeгaтивы тутовник жe были oтскaнирoвaны — и нaчaлoсь нeспeшнoe исслeдoвaниe. Нeспeшнoe, нo зaтягивaющee: фoтoгрaфии (всeгo в путeвoм oтчeтe oкaзaлoсь сeмь стaндaртныx 36-кaдрoвыx чeрнo-бeлыx плeнoк) пoгружaли в мiровая шeстидeсятилeтнeй дaвнoсти, гдe нe былo вoзмoжнoсти пoлeтeть зa грaницу, нe былo, пoxoжe, и вдoвoль дeнeг нa шикaрный oтдыx. И oбщeпит с гoстиницaми был — ну-ка, тaкoй, симвoличeский. Зaтo былa мaшинa, пoчти пустыe пo нынeшним мeркaм дoрoги — и oгрoмнoe жeлaниe пoexaть нeпрeмeннo к Чeрнoму мoрю.
Впрoчeм, рaзвe нe в пoxoжeм пoлoжeнии нaxoдятся днесь многие из нас? С объединение-прежнему почти закрытыми изо-за ковида границами, тающими получай глазах из-за инфляции деньгами — хотя в отпуск-то нужно, и без участия моря никуда!
Итак, ныряем в вчерашний день: узнаем, как выглядел «гранд-тур» советских времен нате автомашине в Крым.
«Москвич» и горьковчане
Раньше всего — о том, кто и на нежели едет. Перед нами — замужняя женщина пара средних лет (рядом сорока). На календаре 1961 годок, так что это фронтовое колено. А знак «Р» в треугольнике для лобовом и заднем стеклах «Москвича» означает «Ручное управление»: у водителя серьезные проблемы с ногами. Разумеется, ранение или вовсе отнятие одной из ног (а может, и обоих). Фотографий на пленках бессчётно, есть и пляжные — но ни нате одной мы не поживем — увидим ног мужчины. Подход к инвалидности старых времен: смотреть полноценным в любых обстоятельствах. Вспомним легендарного Маресьева («Повесть о настоящем человеке»): его протезы бери обеих ногах были со стороны незаметны.
Его благоверная Марина (это единственное прозвище, которое до нас дошло, — приближенно подписан альбом, который предназначался в сувенир, да не был доделан) капельку моложе мужа — и тем неважный (=маловажный) менее ей тоже после тридцать. Одевается она жестко, но достаточно модно: в 1961 году в ней уже ультрасовременные модернистские босоножки и короткая причесон. Больше, как говорится, наш брат не знаем о них шиш — так «оторвемся» на автомобиле, тот или другой по праву стал третьим главным героем путешествия.
«Москвич-407» выпускался для Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, затем АЗЛК) с 1958 по 1963 годы. Сие второе поколение кузовов «Москвичей» и во-первых, самостоятельно разработанное в Советском Союзе (на руку, при непосредственном участии Горьковского автозавода — просто поэтому «Москвич» этого поколения просто так похож на уменьшенную 21-ю «Волгу»). Четырехцилиндровый движок давал 45 лошадиных сил — игрушка и грех по нынешним временам, же и сам автомобильчик весил больше тонны. Динамика у этой автомашины, как раз, совсем неплохая, но токмо до 50–60 км/ч, впоследствии времени разгон очень медленный, а превыше сотни такой «Москвич» чуть ли не не разогнать, если подина капотом штатный двигатель.
Желтые постоялый двор устаревшего к тому времени стандарта прошел слух нам, что «Москвич» был выпущен и поставлен держи учет около 1959 лета (в 1960-м уже начали обнаруживать номерные знаки нового стандарта, белые символы получай черном фоне). Так ась? автомобиль был на фактор путешествия не совсем новым. Же, судя по альбому, сия поездка была первым «дальним боем» ради наших героев.
Что, в общем-ведь, неудивительно: к дальнему путешествию в тетенька времена было принято в качестве кого следует готовиться. Запчасти и дополнительное амуниция (например, москитные сетки получай окна, багажник на крышу, дополнительные бензобаки, столики исполнение) еды в салоне). Карты и библиография по маршруту (добывалась в туристическом клубе, вырезалась изо журналов «За рулем» и не касаясь частностей любых, где была соответствующая репортаж). Наконец, нужно было непринужденно решиться на такую авантюру. Да н и сезон: необходимо было сконцентрировать отпуска.
Соответственно счастью, эти отпуска, во вкусе мы узнаем из альбома, у наших героев длинные — 33 дня. Ровно указывает на профессию: научные рабочие либо вузовские преподаватели. В центре Нижнего Новгорода академических институтов чуточку, а вот вузов достаточно беда сколько: и политех (Государственный технический учреждение), и «Водник» (Волжский университет водного транспорта), а как же и до, собственно, университета имени Лобачевского рукой оброк. Где работают наши герои — тех) пор (пока(мест) загадка.
Дорога нас в дальние дали зовет
В теории — буде опираться на путеводители и рекламные очерки, взять, на повесть Валентина Катаева 1951 годы «Поездка на юг», — проблем для пути из Горького в Москву, а с Москвы в Крым возникнуть в не должно. Трассы были оборудованы до высшему разряду: гостиницы и мотели, современные АЗС и сервисы. И новая «Горьковка» (нынешняя план М7), и Симферопольская трасса (бабушка М2) были реконструированы в послевоенные годы вдоль единому стандарту. Из других шоссейная дорога, расходящихся от Москвы, тут же реконструировали Минское, Киевское и Ленинградское, вплоть до других направлений очередь дошла отчасти позже.
Крымская дорога изо них всех была, обаче, самой «романтической». Только ради Симферопольское шоссе ходила следующая россказни: дескать, товарищ Сталин в 1946 году решил субъективно проехать от Москвы задолго. Ant. с Крыма на автомобиле, так чтоб посмотреть на возрождаемое затем войны народное хозяйство. Да доехать удалось лишь вплоть до юга Тульской области — ужотко кортеж «вождя народов» застрял получи и распишись черноземных грунтовках, и раздосадованного Сталина эвакуировали изо грязи на привычном литерном поезде. А с крымской госдачи полетел неумолимый приказ: дорогу реконструировать по мнению высшему стандарту.
Открыли тыканье на всей трассе хорошо года спустя — в 1950 году. Тракт получилось, учитывая ограничения после времени, узким и без автобанных штучек подобно развязок. Зато отменно гладким и красивым. По дороги появились выполненные в одном архитектурном стиле домики дорожных мастеров, общежития рабочих, а существо — АЗС, придорожные кафе и двум на всю трассу комплексные станции обслуживания: кабак плюс ресторан плюс автосервис. Выполняла работы общество архитекторов, включая мастерскую Дмитрия Чечулина и соавтора многих объектов ВСХВ — ВДНХ Ася Зайцева.
Злополучие была только в том, аюшки? пропускная способность трассы (особенно гостиниц и сервисов) ли) не сразу оказалась в разы в меньшей мере, чем число желающих наездить по ней на зюйд. Помимо автомобилистов-частников (которых было по сию пору же немного), по шоссейная дорога сразу же поехали рейсовые автобусы и пролетка. Найти, таким образом, места в гостиницах в летнее время оказалось почти невозможным делом — сие даже Катаев, уж возьми что писал по заказу, отметил. А в журнале «За рулем» вслед за 1957 год можно вырвать. Ant. потерять очень живописный очерк «По солнечной трассе», в котором каста самая нехватка всего — с койко-мест до бензина — разобрана согласно косточкам.
Тем не в меньшей степени наши герои смело отправились в пилигримство — впрочем, предварительно серьезно подготовившись. В машине было шабаш необходимое для пикника аж на обочине, хоть в чистом место. В багажнике имелась палатка. А самое база — была моральная готовность форсировать неизбежные в советском путешествии крест господень с юмором и присутствием духа. Богатыри, невыгодный мы!..
К Черному морю
Своего рода генеральной репетицией путешествия в Таврия стала дорога до Москвы. Следовать 450 километров пути наши герои отнюдь скорректировали свои ожидания и сняли «розовые очки»: оказалось, отчего трасса до Москвы пока не успела толком достроиться, а ранее встала на многочисленные ремонты (обход 20 км по грунтовке — вона?). Что поесть в дороге «культурным» образом — суд счастливого случая, а лучше у кого есть еду с собой. Наконец, ровно знаки в городах и городках расставлены изредка очень заковыристо и произвольно.
Зато в Москве путешественники пробыли пара дня: осматривали достопримечательности, встречались с друзьями. Собирались с силами. Вносили последние штрихи в регулировки «Москвича» — с целью движок «шептал», а расход был минимальным. Трогаться в путешествие на Крым надлежало, согласно всем канонам, с рассветом — поблизости 5 часов утра, поскольку сверху дворе август.
Дальше — сие 9 августа 1961 года — начинается самое становая жила. Ранний старт, отсутствие пробок — и вишь в половине девятого утра наши герои еще в Туле (хороший результат и в области нынешним временам, а уж бери «Москвиче»-то!). Особое любопытство — на памятник командиру крейсера «Варяг» Рудневу, определённый в 1956 году, — и дальше возьми поиски еды. Завтрак нашелся всего лишь в одном месте Тулы — в огромной фабрике-кухне получи площади Челюскинцев. 10 часов утра — и наши герои который раз в дороге.
Непонятно, подражали наши герои Катаеву иль набор достопримечательностей при поездке получи и распишись юг был более alias менее стандартным, но исключительно на выезде из Тулы Ина зафиксировала все тот но, что и маститый писатель вслед за десять лет до них, Косогорский металлургический предприятие. Он, кстати, и сейчас в таком роде же. (Туляки, привычные к тяжелой промышленности, многократно говорят: ну помилуйте, подобно как тут смотреть! Но проезжающие мало-: неграмотный таковы.)
Нельзя было в тетка времена проехать по трассе нате юг и не посетить Ясную Поляну: толстовский Третьяковка и сейчас, конечно, достопримечательность первой величины, хотя тогда, похоже, поклониться великому писателю считалось моральным долгом. После крайней мере, все путеводители рекомендуют отнюдь не проезжать мимо, у Катаева герои равным образом остановились на краткую экскурсию — и наши герои делают беспричинно же. Заодно размяться — никак не последнее дело, когда бесконечно едешь на хорошенькой, только по современным меркам безлюдный (=малолюдный) столь удобной машине.
Впоследствии времени — движение через всю Тульскую плоскость (Щекино — Плавск — Чернь) к Орловской (Мценск). Аллея все та же, гладкая и узкая, до одной полосе в одну сторону. А мы въехали в черноземный свясло — всесоюзную житницу, поэтому тракт немедленно забивается колхозными грузовиками. Сие ведь август, а значит, в разгаре уборочная. Обскакивать грузовики, идущие свои 40–50 километров в миг, — дело азартное, но опасное. Неведомо зачем что — как получится: в некоторых случаях обгоним, когда плетемся позадь, пока большегруз не свернет с трассы. Тем паче что штурман настаивает приставки не- ехать быстрее 60 км/ч — замонтированный ограничитель скорости, как шутили в популярном фильме 1957 возраст «К Черному морю» (еще же про автопутешествие сверху «Москвиче»).
Орел — большой столица, который пришелся на обеденное наши дни, и потому наши герои безвыгодный просто остановились там, да и как следует погуляли, зашли получи и распишись базар, посмотрели достопримечательности, поели… Тем побольше, что торопиться-то некуда: отжиг достаточно длинный, чтобы неважный (=маловажный) пытаться уложить всю огромную трассу в Полуостров в один или даже неудовлетворительно ходовых дня. А вот оставаться на ночлег в городском «гранд-отеле» «Орел» мало-: неграмотный стали. Может быть, никак не хватило мест, а может непременничать, путешественники просто предпочитали разный формат отдыха.
Кемпинг нам поможет
И первую, и вторую ночевку для пути в Крым горьковчане провели в кемпингах: под лад, на выезде из Орла и получи выезде из Харькова. Данный формат размещения тогда в Союз только зарождался, кемпинги были безлюдный (=малолюдный) компромиссом, а горячей новинкой, удобной как для автотуристов. Во-первых, меньше гостиницы, во-вторых, почти не безразмерно, то есть для большом поле всегда дозволяется найти место для аппаратура и палатки. А в-третьих, где всё ещё можно встретить других автотуристов и вволюшку с ними пообщаться, да до сих пор и посмотреть разные технические диковины?
Подо Харьковом, например, нашим героям посчастливилось: они «пересеклись» с туристами изо почти дружественной Франции. Тетька приехали на моднейшем «Ситроене» и сильнее утилитарном, но все эквивалентно интересном «Пежо» с прицепами-кемперами: позднее о них уже начинали рисовать в журналах, но называли «прицепами-дачами». Штамповать такие штуки в СССР вдоволь раз собирались, да приблизительно и не осилили серийный изготовление. Зато журналы типа «Моделист-конструктор» иногда печатали чертежи таких прицепов-самоделок: блестящий мастер, фанатик своего ситуация, мог такое собрать и хотя (бы) (о, простота нравов!) зарегистрировать в ГАИ. Правда-матка, мастера попадались редко...
— Мои деда и бабушка тоже предпочитали безлюдный (=малолюдный) гостиницы, а кемпинги, — рассказывает москвичка Машара Лукошина. — Видимо, была тогда какая-то степень свободы, преимущественно раскованности, возможность неожиданных встреч.
Кемпинговая живот ждала наших героев и в Крыму: знаменитая и по сей день площадка под Евпаторией коли уж на то пошло уже функционировала как лагерь. По приезде к морю автомобили укрывались чехлами ото палящего солнца, ставились палатки, и начинался фактически отдых — с пляжным волейболом, поеданием арбузов и походами нате богатейшие фруктовые базары, с новыми знакомствами, которые иной раз продолжались долгие годы. Хрен его знает, куда девались «буржуазные» туристы с прицепами-кемперами, а автопейзаж был достаточно одноликий: «Победы», «Москвичи» двух поколений как же редкие пижонские «Волги». Почитай что равенство — и уж в самом деле братство водителей, отважившихся в поездку длиной в пару-тройку тысяч километров. Немедленно мы ездим на такие расстояния числительное позади существительного: часа два не задумываясь (молчу о сибиряках и дальневосточниках: им тысяча километров — дальность смехотворная). Но тогда поодаль не все были получи такое готовы. Кто решился — оный, значит, наш человек. Таковский человек, которому дорога интереснее комфорта.
Причина пока не раскрыта
Не , наши герои благополучно вернулись в Тяжёлый (хотя бы потому, ась? в той самой коробке у нижегородского антиквара были и сильнее поздние — только не в Таврия, а в Прибалтику — путешествия). Но фотографий с обратного пути не имеется — похоже, штурман Марина перво-наперво слишком сильно расходовала «боезапас», снимая словно аршин проглотил на ходу. При тех пленках (светочувствительность ISO 32–64, сравните с нынешними показателями цифровых камер!) смещать в движении — почти безнадежное суд, но чем еще предпринимать, когда ты не ради рулем, а дорога долгая?
Их командировка, конечно, не уникальна: в тёта годы (и раньше, и позже) нате юг на автомобиле ездили многие и многие тысячи советских людей (ради миллионы, пожалуй, говорить безграмотный стоит, транспортом миллионов оставался свисток). На нынешний взгляд (конкретнее, на взгляд «доковидный») такое плавание кажется слишком медленным и утомительным (и раз уж на то пошло оно многим казалось таким но!). Но ведь или не так выглядит желаемый «баланс» и «поток», которого ищут, чаще (за безуспешно, все страдающие ото офисного ритма?
Ехать неторопливо, смотреть по сторонам, глотать сезонные продукты, довольствоваться минимумом вещей и расставлять сети максимум впечатлений — эта схема, пожалуй, роднит нынешних молодых людей с их прабабушками и прадедушками. Естественное, и тогда, и сейчас это политика отчасти вынужденная — тогда симпатия диктовалась дефицитом мест в пансионатах, в тот же миг нехваткой денег, и в любом случае — закрытыми границами. Да почему бы не прикладывать удовольствие от жизни тем способом, какой-нибудь доступен? Эх, еще бы идеже-то взять целых 33 дня отпуска...
В Полуостров на "Москвиче": найдены снимок путешествия времен Хрущева
14
Категория: Автотехника